Рабочая учебная программа по музыке для 5-6 классов

Конец формы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 х.Восточный»
Рассмотрена: на заседании методического объединения учителей Протокол №___________ от “____” августа 2016 г. Руководитель МО _________Т.В.Овчинникова
|
Согласована: Заместитель директора по УВР ________ М.А.Холецкая
“____” сентября 2016 г |
Утверждена: Приказом № 206 от 01.09.2015 Директор МОУ «СОШ №5 х.Восточный» _________И.Н.Наумочкина |
Рабочая программа учебного курса
«МУЗЫКА»
5-6 КЛАСС
1час в неделю
5-6 кл - 34ч
Составитель:
учитель музыки
МОУ СОШ № 5
Наумочкина Ирина Николаевна
2016-2017 уч.год
Рабочая учебная программа по музыке для 5-6 классов разработана и составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандаром основного общего образования с содержанием авторской программы «Музыка. 5-7 классы». Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (Москва, Просвещение, 2014г.). Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников, который включает: учебник, рабочую тетрадь для ученика.
1. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-
ценностно – ориентационная сфера:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
-
трудовая сфера:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-
познавательная сфера:
- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
-
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
-
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
-
Осуществить действия по реализации плана.
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-
Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
-
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
-
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
-
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
-
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
-
Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
-
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
-
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
-
Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
-
Составлять простой и сложный план текста.
-
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
-
Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
-
Учиться критично относиться к собственному мнению.
-
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
-
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
-
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Предметные результаты:
-
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
-
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
-
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
-
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
-
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
-
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.
Учащийся научится:
-
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
-
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
-
осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.
2. Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности.
Музыка, 5класс
№ п\п |
Содержание программного материала |
Виды деятельности |
1. |
Музыка и литература -16ч
|
|
|
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
2. |
Музыка и изобразительное искусство -18ч
|
|
|
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности. Музыка, 6 класс
№ п\п |
Содержание программного материала |
Виды деятельности |
1. |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки -16ч
|
|
|
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
2. |
Мир образов камерной и симфонической музыки -18ч
|
|
|
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. Календарно-тематическое планирование музыка 5 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
Музыка и литература -16ч |
1 |
|
Что роднит музыку с литературой |
2 |
|
Вокальная музыка |
3 |
|
русские народные песни |
4 |
|
Вокальная музыка |
5 |
|
Фольклор в музыке русских композиторов |
6 |
|
Фольклор в музыке русских композиторов |
7 |
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки |
8 |
|
Вторая жизнь песни |
9 |
|
«Всю жизнь мою несу родину в душе…» |
10 |
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
11 |
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
12 |
|
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера |
13 |
|
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет |
14 |
|
Музыка в театре, кино, на телевидении |
15 |
|
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл |
16 |
|
Мир композитора. |
|
|
Музыка и изобразительное искусство -18ч |
17 |
|
Что роднит музыку с изобразительным искусством? |
18 |
|
Небесное и земное в звуках и красках |
19 |
|
«Звать через прошлое к настоящему» |
20 |
|
«Звать через прошлое к настоящему» |
21 |
|
Музыкальная живопись и живописная музыка |
22 |
|
Музыкальная живопись и живописная музыка |
23 |
|
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве |
24 |
|
Портрет в музыке и изобразительном искусстве |
25 |
|
Волшебная палочка дирижера |
26 |
|
Образы борьбы и победы в искусстве |
27 |
|
Застывшая музыка |
28 |
|
Полифония в музыке и живописи |
29 |
|
Музыка на мольберте |
30 |
|
Импрессионизм в музыке и живописи |
31 |
|
«О подвигах, о доблести, о славе…» |
32 |
|
«В каждой мимолетности вижу я миры…» |
33 |
|
Мир композитора. С веком наравне |
34 |
|
Заключительный урок-концерт |
Календарно-тематическое планирование музыка 6 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
Мир образов вокальной и инструментальной музыки -16ч |
1 |
|
Удивительный мир музыкальных образов |
2 |
|
Образы романсов и песен русских композиторов |
3 |
|
Два музыкальных посвящения |
4 |
|
«Уноси мое сердце в звенящую даль...» |
5 |
|
Музыкальный образ и мастерство исполнителя |
6 |
|
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов |
7 |
|
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения |
8 |
|
Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь" |
9 |
|
Народное искусство Древней Руси |
10 |
|
Образы русской народной и духовной музыки |
11 |
|
«Фрески Софии Киевской» |
12 |
|
«Перезвоны». Молитва |
13 |
|
«Небесное и земное» в музыке И. С. Баха |
14 |
|
Образы духовной музыки Западной Европы |
15 |
|
Образы скорби и печали |
16 |
|
Авторская песня: прошлое и настоящее |
|
|
Мир образов камерной и симфонической музыки -18ч |
17 |
|
Джаз – искусство XX века |
18 |
|
Вечные темы искусства и жизни |
19 |
|
Образы камерной музыки |
20 |
|
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж |
21 |
|
Инструментальный концерт |
22 |
|
Космический пейзаж |
23 |
|
Образы симфонической музыки |
24 |
|
"Метель". Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина |
25 |
|
Симфоническое развитие музыкальных образов |
26 |
|
В печали весел, а в веселье печален |
27 |
|
Программная увертюра |
28 |
|
Увертюра «Эгмонт» |
29 |
|
Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта» |
30 |
|
Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта» |
31 |
|
Мир музыкального театра |
32 |
|
Мир музыкального театра |
33 |
|
Образы киномузыки |
34 |
|
Обобщение темы «Музыкальная драматургия» |