Рабочая учебная программа «Искусство 8-9 классы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 х.Восточный»
Рассмотрена: на заседании методического объединения учителей Протокол №___________ от “____” августа 2016 г. Руководитель МО _________Т.В.Овчинникова
|
Согласована: Заместитель директора по УВР ________ М.А.Холецкая
“01” сентября 2016 г |
Утверждена: Приказом № 206 от 01.09.2016 Директор МОУ «СОШ №5 х.Восточный» _________И.Н.Наумочкина |
Рабочая программа учебного курса
«ИСКУССТВО»
8-9 КЛАСС
1час в неделю
(всего по 34ч)
Составитель:
учитель музыки
МОУ СОШ № 5
Наумочкина Ирина Николаевна
2016-2017 уч.год
Рабочая учебная программа «Искусство 8-9 классы», разработана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
- авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
1. Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
-
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
-
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
-
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
-
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
-
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- проектная работа
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
-
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
-
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
2. Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности. Искусство, 8 класс
№ п\п |
Содержание программного материала |
Виды деятельности |
1. |
Искусство в жизни современного человека - 2 ч |
|
|
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
|
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; проектная деятельность. |
2. |
Искусство открывает новые грани мира – 7ч |
|
|
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников. |
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; проектная деятельность. |
3. |
Искусство как универсальный способ общения – 7ч |
|
|
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. |
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; проектная деятельность. |
4. |
Красота в искусстве и жизни – 10ч |
|
|
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза. |
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; - проектная деятельность. |
5. |
Прекрасное пробуждает доброе – 8ч |
|
|
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. |
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; проектная деятельность. |
Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности. Искусство, 9 класс
№ п\п |
Содержание программного материала |
Виды деятельности |
1. |
Прекрасное пробуждает доброе – 8ч |
|
|
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. |
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; проектная деятельность. |
2. |
Искусство предвосхищает будущее – 7ч |
|
|
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
|
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; проектная деятельность. |
3. |
Дар созидания. Практическая функция – 10ч |
|
|
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
|
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; проектная деятельность. |
4. |
Искусство и открытие мира для себя – 8ч |
|
|
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
|
- практические работы; - деловая игра; - ролевая игра; - соревнование; - консультация; - уроки- мастерские; - диспуты; - диалоги; - конференция; - семинар; - уроки-экскурсии; - уроки-путешествия; проектная деятельность. |
3. Календарно-тематическое планирование
Искусство 8 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
Искусство в жизни современного человека - 2 ч |
1 |
|
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека |
2 |
|
Выразительные средства музыки, живописи, литературы в контексте разных стилей |
|
|
Искусство открывает новые грани мира – 7ч |
3 |
|
Искусство открывает новые грани мира. Пейзаж в живописи и музыке |
4 |
|
Зримая музыка |
5 |
|
Человек в зеркале искусства: жанр портрета |
6 |
|
Портреты великих соотечественников в творчестве Репина |
7 |
|
Музыкальный портрет Александра Невского |
8 |
|
Портрет Моцарта в литературе и кино |
9 |
|
Обобщающий урок по темам : «Искусство вокруг нас», «Искусство открывает новые грани мира» |
|
|
Искусство как универсальный способ общения – 7ч |
10 |
|
Введение в тему : «Искусство как универсальный способ общения» Мир в зеркале искусства |
11 |
|
Роль искусства в сближении народов (музеи, конкурсы, фестивали, концерты) |
12 |
|
Интерпретация художественного образа в литературе, музыке, живописи как процесс общения |
13 |
|
Знаки и символы в искусстве |
14 |
|
Музыкально – поэтическая символика огня |
15 |
|
Художественные послания предков - разговор с современником |
16 |
|
Обобщающий урок по теме четверти : «Искусство как универсальный способ общения» |
|
|
Красота в искусстве и жизни – 10ч |
17 |
|
Введение в тему «Красота в искусстве и жизни» |
18 |
|
Откровение вечной красоты в живописи и музыке |
19 |
|
Застывшая музыка |
20 |
|
Законы красоты в архитектуре, скульптуре, музыке |
21 |
|
Красота человека в разные эпохи |
22 |
|
Великий дар творчества: радость и красота созидания |
23 |
|
Как соотносятся красота и польза в живописи |
24 |
|
Как соотносятся красота и польза в музыке |
25 |
|
Реакция человека на различные явления в жизни и в искусстве |
26 |
|
Обобщающий урок по теме «Красота в искусстве и жизни» |
|
|
Прекрасное пробуждает доброе – 8ч |
27 |
|
Введение в тему четверти: «Прекрасное пробуждает доброе» |
28 |
|
Ценностно - ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства |
29 |
|
Искусство как модель для подражания |
30 |
|
Красота природы в музыке, живописи, литературе |
31 |
|
Героические образы в музыке, живописи, литературе |
32 |
|
Синтез искусств в создании художественного спектакля |
33 |
|
Идеал человека в искусстве. Воспитание души |
34 |
|
Обобщающий урок по теме «Прекрасное пробуждает доброе» |
Календарно-тематическое планирование
Искусство 9 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
Прекрасное пробуждает доброе – 8ч |
1 |
|
Введение в тему: «Воздействующая сила искусства» |
2 |
|
Роль власти в истории искусства |
3 |
|
Композиция, форма – средства воздействия в искусстве |
4 |
|
Ритм, фактура – средства воздействия в искусстве |
5 |
|
Храмовый синтез |
6 |
|
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении |
7 |
|
Раскрытие темы любви в мюзиклах |
8 |
|
Тема любви в рок - опере |
9 |
|
Обобщающий урок по теме: «Воздействующая сила искусства» |
|
|
Искусство предвосхищает будущее – 7ч |
10 |
|
Введение в тему «Искусство предвосхищает будущее». Дар предвосхищения |
11 |
|
Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства |
12 |
|
Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях общества |
13 |
|
Взаимопроникновение науки и искусства |
14 |
|
Музыкальные эксперименты 20 века |
15 |
|
Электронная музыка |
16 |
|
Обобщающий урок по теме: «Искусство предвосхищает будущее» |
|
|
Дар созидания. Практическая функция – 10ч |
17 |
|
Введение в тему: «Дар созидания. Практическая функция» |
18 |
|
Архитектура исторического города, современного города. Конкретная музыка |
19 |
|
Специфика изображений в полиграфии. Жанр иллюстраций в литературе, музыке |
20 |
|
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества |
21 |
|
Музыка в быту |
22 |
|
Декоративно- прикладное искусство |
23 |
|
Массовые, общедоступные искусства |
24 |
|
Изобразительная природа кино, особенности киномузыки |
25 |
|
Тайные замыслы образов искусства или загадки музыкальных хитов |
26 |
|
Обобщающий урок по теме «Дар созидания функция» |
|
|
Искусство и открытие мира для себя – 8ч |
27 |
|
Введение в тему: « Искусство и открытие мира для себя» |
28 |
|
Мышление научное и художественное |
29 |
|
Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники |
30 |
|
Красота творческого озарения |
31 |
|
Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства |
32 |
|
Выдающиеся психологи физиологи о пользе творческой деятельности |
33 |
|
Современный синтез науки и искусства на службе у человека |
34 |
|
Обобщающий урок по теме: « Искусство и открытие мира для себя» |