Рабочая учебная программа по музыке для 2-4 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 х.Восточный»
Рассмотрена: на заседании методического объединения учителей Протокол №___________ от “____” августа 2016 г. Руководитель МО _________Т.В.Овчинникова
|
Согласована: Заместитель директора по УВР ________ М.А.Холецкая
“____” сентября 2016 г |
Утверждена: Приказом № 206 от 01.09.2015 Директор МОУ «СОШ №5 х.Восточный» _________И.Н.Наумочкина |
Рабочая программа учебного курса
«МУЗЫКА»
1-4 КЛАСС
1час в неделю
2-4 кл - 34ч
Составитель:
учитель музыки
МОУ СОШ № 5
Наумочкина Ирина Николаевна
2016-2017 уч.год
Рабочая учебная программа по музыке для 2-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
1. Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
2. Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности.
Музыка, 2 класс
№ п\п |
Содержание программного материала |
Виды деятельности |
1. |
Россия - Родина моя – 2ч |
|
|
Музыкальный пейзаж. Образы родной природы к музыке русских композиторов. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
2. |
День, полный событий – 7 ч |
|
|
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. |
«О России петь - что стремиться в храм...» -7ч |
|
|
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
4. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч |
|
|
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
5. |
В музыкальном театре – 6 ч |
|
|
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
6. |
В концертном зале - 3 ч |
|
|
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
7. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6 ч |
|
|
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности. Музыка, 3 класс
№ п\п |
Содержание программного материала |
Виды деятельности |
1. |
Россия-Родина моя – 5ч |
|
|
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
. |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
2. |
День, полный событий – 4ч |
|
|
Выразительность и изобразительность в музыке разныхжанров и стилей. Портрет в музыке |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. |
«О России петь – что стремиться в храм»-6ч |
|
|
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
4. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч |
|
|
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
5. |
В музыкальном театре – 7ч |
|
|
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
6. |
В концертном зале -5ч |
|
|
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
7. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3 ч |
|
|
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости. |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности. Музыка, 4 класс
№ п\п |
Содержание программного материала |
Виды деятельности |
1. |
Россия-Родина моя – 5ч |
|
|
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. . |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
2. |
«О России петь – что стремиться в храм»-1ч |
|
|
Святые земли Русской |
беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. |
День, полный событий – 5ч |
|
|
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
4. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч |
|
|
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
5. |
В концертном зале -4ч |
|
|
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
6. |
День, полный событий – 1ч |
|
|
. Музыкально-поэтические образы. |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
7. |
В музыкальном театре – 6ч |
|
|
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
8. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -2 ч |
|
|
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
9. |
«О России петь – что стремиться в храм»-3ч |
|
|
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
|
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
10. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч |
|
|
Праздники русского народа. Троицын день. |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
11. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3 ч |
|
|
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. |
-беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. Календарно-тематическое планирование музыка 2 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
Россия - Родина моя – 2ч |
1 |
|
Музыкальные образы родного края |
2 |
|
Гимн России |
|
|
День, полный событий – 7 ч |
3 |
|
Мир ребенка в музыкальных образах |
4 |
|
Музыкальный инструмент- фортепиано |
5 |
|
Природа и музыка. |
6 |
|
Танцы, танцы, танцы... |
7 |
|
Эти разные марши. |
8 |
|
Расскажи сказку. |
9 |
|
Колыбельные. |
|
|
«О России петь - что стремиться в храм...» -7ч |
10 |
|
Великий колокольный звон. Звучащие картины |
11 |
|
Святые земли Русской. Князь Александр Невский. |
12 |
|
Святые земли Русской. Сергий Радонежский |
13 |
|
Молитва |
14 |
|
Рождество Христово! |
15 |
|
Музыка на Новогоднем празднике |
16 |
|
«О России петь — что стремиться в храм» |
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч |
17 |
|
Русские народные инструменты. |
18 |
|
Фольклор- народная мудрость |
19 |
|
Музыка в народном стиле. |
20 |
|
Обряды и праздники русского народа |
|
|
В музыкальном театре – 6 ч |
21 |
|
Детский музыкальный театр. Опера. |
22 |
|
Балет |
23 |
|
Театр оперы и балета. |
24 |
|
Волшебная палочка дирижера |
25 |
|
Опера «Руслан и Людмила». |
26 |
|
В музыкальном зале |
|
|
В концертном зале - 3 ч |
27 |
|
Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк») |
28 |
|
Сюита М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» |
29 |
|
Звучит нестареющий Моцарт! |
|
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6 ч |
30 |
|
Волшебный цветик-семицветик. «И все это — И.С.Бах» |
31 |
|
Все в движении. |
32 |
|
Музыка учит людей понимать друг друга |
33 |
|
Два лада. |
34 |
|
Могут ли иссякнуть мелодии? |
Календарно-тематическое планирование музыка 3 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
Россия-Родина моя – 5ч |
1 |
|
Мелодия — душа музыки |
2 |
|
Природа и музыка |
3 |
|
«Виват, Россия!» |
4 |
|
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский» |
5 |
|
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». |
|
|
День, полный событий – 4ч |
6 |
|
Образы природы в музыке |
7 |
|
Портрет в музыке. |
8 |
|
Детские образы |
9 |
|
«В детской» |
|
|
«О России петь – что стремиться в храм»-6ч |
10 |
|
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве |
11 |
|
Древнейшая песнь материнства. |
12 |
|
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! |
13 |
|
Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. |
14 |
|
Святые земли Русской. |
15 |
|
«О России петь — что стремиться в храм» |
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч |
16 |
|
Настрою гусли на старинный лад... |
17 |
|
Певцы русской старины |
18 |
|
Сказочные образы в музыке |
19 |
|
Народные традиции и обряды: Масленица |
|
|
В музыкальном театре – 7ч |
20 |
|
Опера Н.А.Римского-Корсакова «Руслан и Людмила». |
21 |
|
Я славил лирою преданья. Фарлаф. |
22 |
|
Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» |
23 |
|
Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу |
24 |
|
Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко» |
25 |
|
Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу |
26 |
|
В современных ритмах |
|
|
В концертном зале -5ч |
27 |
|
Музыкальное состязание |
28 |
|
Музыкальные инструменты – скрипка и флейта |
29 |
|
Сюита «Пер Гюнт» |
30 |
|
Симфония «Героическая» Бетховена |
31 |
|
Мир Бетховена |
|
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» -3ч |
32 |
|
Джаз – музыка XX века |
33 |
|
Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов |
34 |
|
Прославим радость на земле. |
Календарно-тематическое планирование музыка 4 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
Россия - Родина моя-5ч |
1 |
|
Мелодия |
2 |
|
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» |
3 |
|
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности |
4 |
|
Я пойду по полю белому... |
5 |
|
На великий праздник собралася Русь! |
|
|
«О России петь - что стремиться в храм...»-1ч |
6 |
|
Святые земли Русской. Илья Муромец |
|
|
День, полный событий-5ч |
7 |
|
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» |
8 |
|
«Что за прелесть эти сказки!» |
9 |
|
Музыка ярмарочных гуляний |
10 |
|
Святогорский монастырь |
11 |
|
«Приют, сияньем муз одетый...» |
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-3ч |
12 |
|
Композитор — имя ему народ. |
13 |
|
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. |
14 |
|
О музыке и музыкантах |
|
|
В концертном зале-4ч |
15 |
|
Музыкальные инструменты |
16 |
|
Старый замок. «Счастье в сирени живет...» |
17 |
|
Не молкнет сердце чуткое Шопена... |
18 |
|
«Патетическая соната» Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра» |
|
|
День, полный событий -1ч |
19 |
|
Зимнее утро. Зимний вечер |
|
|
В музыкальном театре-6ч |
20 |
|
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (II-III действие) |
21 |
|
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (IV действие) |
22 |
|
«Исходила младешенька…» |
23 |
|
Русский Восток. Восточные мотивы |
24 |
|
Балет И.Стравинского «Петрушка» |
25 |
|
Театр музыкальной комедии |
|
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»-2ч |
26 |
|
Исповедь души. |
27 |
|
Мастерство исполнителя. |
|
|
«О России петь — что стремиться в храм» -3ч |
28 |
|
Праздников праздник, торжество из торжеств. |
29 |
|
Светлый праздник |
30 |
|
Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий |
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -1ч |
31 |
|
Праздники русского народа. Троицын день |
|
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3ч |
32 |
|
Музыкальные инструменты |
33 |
|
Музыкальный сказочник |
34 |
|
Рассвет на Москве-реке |