Тема "Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки"

ЦЕЛИ УРОКА:
- Дать первичное понятие о наречии как части речи (его грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли).
- Формировать общеучебные навыки: на основе наблюдения делать выводы, распределять слова в группы, составлять опорный конспект.
- Развивать умение употреблять наречие в речи, подбирать к ним синонимы и антонимы.
- Воспитывать чувство коллективизма, ответственности за выполняемое задание.
ХОД УРОКА
1. Мотивационное начало урока. Звучит музыка.
В руках учителя нить.
- Что это такое?
- Да, это нить. Незатейливая вещь, не так ли?
- А это что такое?
- Узелок. Давайте немного пофантазируем и представим себе, что это не простая нить, а путеводная, которая поможет нам развязать узелок, т.е. познакомиться с новой для нас частью речи. Что это за часть речи, вы узнаете несколько позже. А пока давайте задумаемся над словами великого американского драматурга Бернарда Шоу:“Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”.
- Как вы понимаете эти слова? Как могли бы их использовать сегодня на уроке?
2. Интерактивная игра “Бегунок”.
- Что ж, давайте начнём нашу деятельность. Перед вами на доске в беспорядке расположились слова.Попробуйте как-то их систематизировать,распределить в группы. По какому признаку вы бы распределили их в группы? (Группы однокоренных слов, по частям речи). Давайте распределим их в группы по частям речи.
Веселье, веселиться, весело, весёлый,веселящийся.
Снизиться, низенький, низина, низко,снижающийся.
Послушно, слушать, слух, слушающий, послушный.
- Какие слова не вошли ни в одну из групп?
К какой части речи они относятся, вы узнаете,если разгадаете филворд.
3. Филворд.
Вычеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся сложите слово – название изучаемой нами части речи.
Н |
А |
С |
Т |
Б |
Я |
В |
П |
Р |
Е |
О |
Л |
Э |
З |
Ю |
О |
Ч |
И |
Б |
Т |
Ф |
Л |
Я |
С |
Е |
П |
Ю |
Х |
Э |
Х |
В |
Ф |
З |
М |
М |
4. Постановка учебных задач.
- Какие задачи мы должны с вами поставить перед собой, чтобы развязать сложный узелок, именуемый наречием?
- По каким признакам мы распределяем слова в группы “части речи”?
(грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)
5. Групповая работа – исследовательская лаборатория.
1 группа: Найдите в словаре С.И.Ожегова определение слова “наречие”. Подберите к нему однокоренные слова. От какого слова оно произошло? Подготовьте рассказ на основе своих выводов от лица наречия.
2 группа: Проанализируйте словосочетания,сделайте вывод о том, к какой части речи примыкает (относится) наречие и на какие вопросы оно отвечает.
Ослепительно
красивый, спускаться вниз,расположитьсясправа, связаться накануне,слышитсясверху, рассердиться поневоле,притворятьсяназло.
-Какие виды орфограмм встретились в словосочетаниях?
3 группа: Проанализировав предложения, сделайте вывод о том, какими членами предложения являются наречия.
Направо
от огорода тихо пошлёпывала и изредкавздрагивала от невзначай налетевшего ветра тёмная ольховая роща, налево тянулось необозримое поле.
-Определите вид предложения.
6. Физпауза
Давайте быстро отдохнём:
Глубоко мы все вздохнём,
Высоко поднимем руки,
Прогоним срочно лень и скуку.
Повернёмся влево, вправо.
Отдохнули? Вот и славно!
- Узнали ли вы в этом стихотворении наречия?
7. Проверка заданий.
В ходе проверки заполните опорный конспект:
Наречие – это_________________________________часть речи, объединяющая слова с общим грамматическим значением______________________________ . Наречия отвечают на вопросы_______________________________________________ |
|
и относятся к____________________________________________________________ . Наречия обладают следующими морфологическими признаками:___________________ __________________________________________________________________________ . В предложении наречия обычно являются _______________________________________ .
|
8. Работа с учебником.
- Что осталось в конспекте незаполненным?
Прочитайте определение наречия по учебнику,стр. 81, дополните конспект.
9. Проверим интуицию
Записывают под диктовку наречия, употреблённые в заданиях 2 и 3 групп: вниз, справа, накануне,сверху, поневоле, назло, направо, изредка,невзначай, налево.
Самопроверка по доске.
10. Творческая работа (с выбором заданий).
1) Спишите предложения, вставьте пропущенные наречия, подчеркните их как члены предложения:
Три девицы под окном пряли____________ вечерком.
Только вымолвить успела, дверь ____________заскрипела.
_______________ князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
Слова для справок: тихонько, снова, поздно.
2) Подберите к данным наречиям синонимы и антонимы:
Быстро (стремительно, медленно).
Внезапно (неожиданно, предугаданно) .
Тихо (неслышно, громко).
Всюду (везде, нигде).
3) Напишите сочинение – миниатюру на тему“Поздняя осень”, используя наречия.
Слова для справок: пасмурно, тихо, везде,стремительно, невзначай, по-зимнему, скоро и т.д.
4) Индивидуальное задание: сочинить стихотворение о наречии.
11. Проверка заданий.
- Какую роль в речи играют наречия?
12. Домашнее задание.
- выучить определение наречия, стр. 81.
-Упр. 199 или сочинить грамматическую сказку о наречии.
13. Рефлексия.
Узелок мы развязали,
О наречии много узнали.
Обратимся вновь к словам Б.Шоу.
- Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали? Чему научились? С каким настроением покидаете урок?
14. Постановка проблемной задачи на следующий урок.
- Как вы думаете, все ли узелки в теме “Наречие”нам удалось сегодня развязать?
Входит “Наречие”, плачет, тянет за собой мешок с карточками со смысловыми вопросами наречий.
Уч.: Ты о чём, Наречие, плачешь?
Н.: Плачу я о том, что мне приходится тяжелее, чем другим частям речи. Вот, напримерсуществительное имеет всего два вопроса: кто? и что?, глагол – что делать? что сделать? А у меня вон сколько смысловых вопросов, можно запутаться.
Уч.: Ничего, Наречие, мы с ребятами попробуем на следующем уроке запомнить все твои вопросы и значения.
15. Объявление оценок.