МОУ «СОШ №5 х.Восточный» Советского района
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
г. Ставрополь, 2017 г.
Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2017/2018 учебном году для учителей русского языка и литературы – Ставрополь, 2017. – 65с.
Авторы-составители:
Бутенко Л.П., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 14 г.Ставрополя
Дерр И.Ю., к.ф.н., начальник научно-исследовательского управления, доцент кафедры русского языка и литературы ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Иващенко Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 14 г. Ставрополя
Кириченко О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 25 г. Ставрополя
Куликова И.А., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 26 г. Ставрополя
Лубяницкая Е.А., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея №17 г. Ставрополя
Пешкова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 25 г. Ставрополя
Редакционный совет:
Лаврова Н.А., первый заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края
Евмененко Е.В., кандидат психологических наук, ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Чубова О.Н., начальник отдела общего образования министерства образования и молодежной политики Ставропольского края
Лагутина Е.В., директор МБОУ гимназии № 25 г.Ставрополя, учитель русского языка и литературы, председатель Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»
Введение |
|
Направление «Верность и измена» |
|
Направление «Равнодушие и отзывчивость» |
|
Направление «Цели и средства» |
|
Направление «Смелость и трусость» |
|
Направление «Человек и общество» |
|
Литература |
|
ВВЕДЕНИЕ Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года Методические рекомендации Открытые тематические направления итоговых сочинений 2017-2018 учебного года, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie). В качестве тематических направлений выпускникам предлагается поразмышлять над следующими полярными понятиями: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество» В том же источнике приведены комментарии к пяти направлениям,…
«Верность и измена» Официальный комментарий ФИПИ: Тема верности тесно связана с выбором. Определив для себя эталон поведения, идеал, ценности, человек следует им в своей жизни. Иными словами, верность – это линия поведения человека в соответствии с его выбором, это готовность человека отстаивать то, что ему дорого, что ценно в его жизни. Словарная работа: Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Измена – предательство интересов Родины, переход на сторону врага. Нарушение верности кому – или чему – нибудь. Синонимы: Постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность Предательство, вероломство, неверность, непостоянство,…
«Равнодушие и отзывчивость» Официальный комментарий ФИПИ: Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. Словарная работа: Равнодушие – безразличный, безучастный, пассивный, лишенный интереса ко всему окружающему, холодно спокойный. Отзывчивость – положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть…
«Цели и средства» Официальный комментарий ФИПИ: Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. Словарная работа: Цель – то, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Средства – 1. Реальные условия,…
«Смелость и трусость» Официальный комментарий ФИПИ: В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. Словарная работа: Смелость – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Трусость – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии…
«Человек и общество» Официальный комментарий ФИПИ: Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. Словарная работа: Человек – живое существо,…
Литература Статьи в помощь: Беляева Н.В. Школьное сочинение в новом формате // Русский язык в школе. – 2014. – № 5. – С. 8-13. Беляева Н.В. Школьное сочинение на новом витке модернизации образования // Литература в школе. – 2014. – №10. – С. 20-22. Павловец М. Итоговое сочинение: тематические направления, критерии, условия // Русский язык. − 2014. − № 11. – С.59-612. Добротина И.Н. О сочинениях как форме итоговой аттестации. // Русский язык в школе. – №5. – 2014. – С.14. Калганова Т.А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать сочинения на литературную тему // Литература в школе. – 2015. – № 1. Карлов И.В. Стоит ли сочинять сочинение // РЯ.– 2014. – № 12. Мишлимович М.Я. Возвращение на круги своя, или Новый виток спирали? // Литература в школе. – 2015. – №2. Новое…
Copyright © 2011-2023 - все права принадлежат - МОУ «СОШ № 5 х. Восточный»
Сайт разработан учителем информатики .